Владимир Павлович Жариков
Скульптор и график.
Владимир Павлович Жариков (1931–2017) — выдающийся скульптор, график, заслуженный художник Российской Федерации (1998), почетный гражданин Златоуста (1994). Его творчество стало неотъемлемой частью культурной истории города, отразив его богатую событиями судьбу и вдохновив поколения художников.
Биография и образование
Родился 18 ноября 1931 года в Конотопе Сумской области (Украина). Окончил керамическое отделение Киевского училища прикладного искусства (1952) и скульптурное отделение Харьковского художественного института (1958), где учился у скульптора И. М. Мельгуновой и графика Г. А. Бондаренко. Его дипломная работа — скульптурная композиция «Материнство» — установлена в Доме материнства и детства в Харькове.

В 1958 году по распределению Жариков приехал в Златоуст, где начал работать в творческих мастерских Союза художников России. С 1967 по 1972 год преподавал искусство ваяния в Златоустовском педагогическом училище.
Награды и признание
Жариков — член Союза художников СССР и РФ (1967), первый и дважды лауреат городской премии им. И.Н. Бушуева (1990, 1993), делегат V съезда художников РФ (1981). Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007), грамотой Геральдического совета РФ (1997) и знаком Златоустовского городского округа «За заслуги в сфере культуры» (2017).
Творческий путь
Монументальная скульптура
Жариков создал ряд монументов, отражающих историю Златоуста и страны:

  • Памятник «Юным борцам за власть Советов» (1962, в соавторстве с Б.П. Волковым).
  • Памятник М.А. Ульяновой (1968, в соавторстве с Б.П. Волковым).
  • Скульптурно-архитектурные комплексы «1903 год» (1967) и «Скорбящая мать» (2004, памяти воинов-интернационалистов).
  • Памятник И.Н. Бушуеву (1988), легендарному мастеру златоустовской гравюры, с атрибутами сабли и горна.
  • Памятник Иоанну Златоусту (2004), небесному покровителю города, в посёлке Красная горка.
Он также автор герба Златоуста (1966, обновлён в 2000 году), где крылатый Пегас символизирует славу города металлургов и оружейников.
Садово-парковая скульптура
Жариков обогатил городские парки скульптурами:

  • Фонтанная скульптура «Крылатый конь» (1984).
  • «Оранта» (2008), воплощающая образ материнства.
  • «Аюшка» (2013).
Станковая скульптура и графика
Жариков создал множество станковых работ в гипсе, шамоте, мраморе, терракоте, дереве и металле. В 1960-х годах работал в технике чеканки, создав фриз «Первостроители» и триптих «Златоуст» (1966, в соавторстве с Д.П. Максимовым). Его ведущая тема — образ женщины-матери, воплощённый в работах «Скульптор и муза», «Хранительница очага» (1972), «Оранта».

Тема детства, вдохновлённая его сыновьями, отражена в скульптурах «Скворушка» (1979), «Артемка» (1980), «Одуванчик» (1972). Военные годы нашли отклик в серии «Солдатки» (1969), «Вдовы» (1985) и полиптихе «Икона военного времени». В поздние годы Жариков обратился к библейским сюжетам: «Блудный сын», «Святое семейство», «Сотворение Земли. 3-й день» (2009).

Как график, он выполнил множество эскизов, набросков и самостоятельных рисунков, сочетая скульптуру и графику.
Вклад в Златоуст
Жариков участвовал в оформлении общественных зданий города: металлургического и индустриального колледжей, ДК «Булат», театра «Омнибус», школ искусств и библиотек. Его работы хранятся в музеях Златоуста, Сатки, Троицка, Челябинска, Магнитогорска, Москвы и частных коллекциях.
Наследие
Произведения Жарикова можно увидеть в музее-мастерской «Музей В.П. Жарикова», где представлены подлинные станковые скульптуры мастера. Его творчество продолжает вдохновлять, сохраняя культурное наследие Златоуста.